10 уникальных видов японского искусства

10 уникальных видов японского искусства

Япония веками была притягательной для европейцев. Желание экспортировать японские товары возникло сразу же, как только европейские исследователи достигли ее берегов. На европейском рынке экзотические товары из Японии имеют огромную ценность. Однако в течение 214 лет японцы придерживались политики изоляции, известной как Сакоку, строго ограничивающей контакты Японии с внешним миром. Когда эти ограничения были сняты, японская культура стала стремительно распространяться по миру, представляя ему невиданное никогда ранее культурное наследие. Рассмотрим 10 самых удивительных произведений японского воображения.


10. Кинцуги

Японское чувство эстетики иногда отличается от традиционных европейских представлений. В то время как древние римляне и греки предпочитали безупречность в произведениях искусства, японцы находили прекрасное в несовершенстве, считая, что даже сломанное и разбитое может стать шедевром в правильных руках.

Однажды японский лорд пригласил на ужин философа. Ему очень хотелось впечатлить гостя своей чайной чашей. Лорд поставил ее прямо перед философом, но тот словно не заметил ее. В отчаянии лорд разбил чашу сразу после ухода гостя. Его друзья собрали все осколки и склеили их золотым лаком. Лак подчеркнул трещины, и это выглядело потрясающе. Когда философ вернулся и увидел воссозданную чашу, он воскликнул: «Теперь она восхитительна!»

Так зародилось искусство Кинцуги—«золотая заплатка». Оно помогает понять, что предметы с изъянами могут быть даже более красивыми, чем без таковых. Возможно, это касается и людей.

9. Кабуки

Одна из отличительных японских театральных форм—Но. Актеры, разыгрывающие исторические сцены, медленно перемещаются по подмосткам в тяжелых богатых одеяниях. Они носят маски, реалистично передающие зрителям характер персонажа. В то время как Но был популярен у правящего класса, совершенно другой вид театрального искусства начал завоевывать популярность.

В жаркое сухое лето 1603 года ритуальные танцы молодой девушки по имени Изумо Но Окуни в высохшем устье реки в Киото привлекли множество зрителей-прохожих. Окуни стала основоположницей Кабуки, «искусства пения и танца», популярного до сих пор. Она не носила маску, и люди могли наблюдать за ее богатой мимикой.

Танцы без масок имели и свои нюансы. Первоначально в Кабуки участвовали исключительно женщины. Исполнительницы пользовались спросом среди мужчин, поэтому сегунат в 1629 г. запретил выступления женщин на сцене. На смену им пришли юноши, которые, как оказалось, тоже не обладали высокой нравственностью. В конечном итоге в Кабуки было позволено выступать только мужчинам средних лет.

8. Оригами

Вскоре после того, как в 6 веке в Китае была изобретена бумага, в Японии начало развиваться искусство Оригами. Первые сложенные в фигуры кусочки бумаги, вероятно, имели ритуальное значение. На свадебных церемониях бумага складывалась в виде бабочек, изображая мужа и жену, и размещалась вокруг бутылок с сакэ. Первое письменное упоминание об этом искусстве найдено в стихотворении:

Бабочки,
во сне Розеи,
были бы Оригами.

Долгое время книги об искусстве складывания фигур из бумаги были весьма популярны. Однако только в 20 веке началось мощное развитие Оригами и распространение его по миру. Появились комплексные геометрические фигуры, реалистичные маски, двигающиеся формы, сделанные из бумаги. Особую известность приобрела история про 1000 бумажных журавлей. Японская девочка Садако, получившая дозу радиации в результате взрыва атомной бомбы, заболела лейкемией. Ей сказали, что, если она сложит 1000 бумажных журавлей, ее заветное желание исполнится. Каждый день она складывала журавлей в надежде на выздоровление. Но когда стало понятно, что болезнь прогрессирует, она загадала желание о мире во всем мире. Статуя Садако, установленная в Парке Мира в Хиросиме в память о всех детях, погибших от взрыва атомной бомбы, ежегодно окружена 10000000 бумажных журавлей.

7. Фигуры Догу

Некоторые виды искусства были весьма популярны, но исчезли со временем. Однако сейчас они вновь кажутся очень современными, например, статуэтки Догу, датируемые еще с 10 по 2,3 тысячелетие до н.э. Кто-то считает, что эти громоздкие фигуры с изумленным взглядом похожи на космонавтов. Догу—статуи древних пришельцев? Нет.
Археологи изучили, как развивался облик статуэток. Изначально Догу напоминали женщин с узкой талией, крутыми бедрами и пышной грудью. Скорее всего, они представляли собой богиню-мать, которой поклонялись люди в древней Японии. Позже в фигуры Догу добавились сложные украшения, их форма сильно изменилась. Именно такие статуэтки вызвали домыслы об их космическом происхождении.

6. Бонсеки

Бонсеки, дословно «поднос с камнями»—это миниатюрные изображения ландшафта, сделанные на темном подносе только из мелких камней и белого песка.

Считается, что искусство Бонсеки развилось в 7 веке при императоре Тенму, который создавал картины окружающего мира на подносе с песком. Возможно, Бонсеки был древним способом планирования расположения садов. Бонсеки—временная миниатюра, рисунок из песка и гравия легко изменить, и в этом очарование этого искусства. Сидеть над подносом и перемещать пещинки—это прежде всего созерцательный акт. Одна из школ Бонсеки говорит: «Важность Бонсеки в чувстве умиротворения и удовлетворения от создания сцен, а не от конечного результата».



5. Ирезуми

Татуировки были найдены на сохранившейся коже человека около 5000 лет назад и распространились по всему миру. В Японии они имели особое культурное значение. Многие годы татуировка на теле была признаком принадлежности к японской мафии—Якудза. До сих пор некоторые считают тату опасным знаком. Многие японские общественные бани не принимают людей с татуировками.

Но Ирезуми, дословно «вбивающий чернила», сохранился как уникальный вид японского искусства. Мастера, рисуя живописные татуировки, создали множество шедевров. В 1872 г. тату были запрещены и использовались только заключенными. Традиционно татуировки наносились палочкой с иголкой на конце. Некоторые мастера Ирезуми до сих пор используют этот инструмент, в то время как другие перешли на электрический тату-пистолет. Ирезуми выполняется не в виде отдельных рисунков, а набивается полным рукавом на руке или ноге или по всему телу. Сегодня любой человек с высоким болевым порогом может стать обладателем тату со сложными сценами из японской истории.

4. Кимоно

Не многие в Японии носят кимоно—они стоят целое состояние. Но, когда углубляешься в процесс его создания, понимаешь, что высокая цена оправдана. Для создания шелка необходимо обработать тысячи коконов тутового шелкопряда, сделать пряжу. Затем она должна быть пропитана определенным способом, растянута и высушена. Чтобы растянуть шелк, его нужно намотать на стоящие в нескольких метрах друг от друга палки. Человек, растягивающий шелк, проходит, поднимаясь и опускаясь с тканью, несколько километров каждый день.

Затем шелк окрашивают. От того, как он окрасится, будет зависеть окончательный рисунок ткани. Шелк традиционно окрашивают натуральными продуктами, например богатой железом грязью. Для изготовления одного кимоно необходимо 12 м ткани.

Если окрашенная ткань выглядит недостаточно богато, на ней вручную вышивают разнообразные узоры. Неудивительно, что кимоно высоко ценятся своими владельцами и передаются по наследству.

3. Нэцкэ

Куда вы кладете необходимые мелочи, когда надеваете кимоно? Японцы носят их не в карманах, а в тканевых сумках, которые прикрепляются к кимоно подвесными брелоками. Богатые японцы носили декорированные брелоки под названием Нэцкэ. Их делали из слоновой кости, дерева или из металла в виде животных, людей или мифологических существ. По желанию владельца, Нэцкэ могли быть философскими, игривыми или легкомысленными. Нэцкэ имели малый размер и легко прятались в поясе, тем самым давая своим владельцам возможность демонстрировать чувство юмора—будь то дерзкая мышь или совокупляющиеся на черепахе люди.

2. Икебана

Икебана—вид искусства, привлекающего японцев своим непостоянством. Ведь каким бы прекрасным ни был результат ваших усилий, цветы завянут и умрут. Икебана—«ожившие цветы»—способ заставить растения выглядеть наилучшим образом, пока они еще живы.
Японское искусство составления букетов изначально было связано с религией. Первые цветочные композиции были созданы в качестве подношения богам. Прорыв в искусстве произошел с возникновением стиля татебана—вокруг одной веточки в центре вазы создавалась целая цветочная композиция.

Сегодня японское искусство компоновки растений распространено во всем мире. Те, кто ценит изысканную простоту цветов, могут увековечить их в икебане.

1. Гетаку

Как похвастаться своим богатым уловом, если это было давно и от рыбы уже ничего не осталось? Японцы изобрели Гетаку—отпечаток рыбы—чтобы показать свои уловы потомкам.

Искусство обманчиво простое. Словленную рыбу покрывают чернилами, накладывают на нее бумагу и делают отпечаток. Свой улов можно потом отпустить или съесть—отпечаток рыбы сохранится на бумаге надолго.

При альтернативном способе создания отпечатка бумага, наоборот, накладывается на влажную рыбу, а затем по контуру рыбы наносятся чернила, мягко постукивая. Отпечаток, созданный любым из этих способов, впоследствии можно дополнить другими красками, чтобы красота рисунка сохранилась дольше, чем запах рыбы на бумаге.



МЫ БУДЕМ РАДЫ, ЕСЛИ ВЫ ВОСПОЛЬЗУЕТЕСЬ КНОПОЧКАМИ!
 

Рекомендуем для вас:

  •  
  • 1 / 28
  • >