Команда NPR.org попросила тысячи людей рассказать об их любимых комиксах и графических романах. Была собрана удивительная команда критиков, чтобы помочь отсеять более 7000 номинантов и составить окончательный список из 100 лучших комиксов для всех возрастов и вкусов, от раннего чтения до чтения только для взрослых.
Конечно, это не исчерпывающий список "лучших", "самых популярных" или "самых влиятельных" комиксов. Он гораздо более личный и идиосинкратический, потому что исследователи попросили людей назвать комиксы, которые они любят. Это означает, что такие популярные комиксы, как "Maus" и "Fun Home", будут бороться за место рядом с новыми работами, которые ждут более широкой аудитории.
ГРАФИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
Нимона
Ноэль Стивенсон
Нимона раскрывается, как цветок, вырастая из легкомысленной истории о неуемной девушке с таинственными способностями, которая пытается найти работу в качестве помощника главного злодея своего города, в нечто более богатое и глубокое. Искрометная работа Ноэль Стивенсон придает истории еще больший подъем, создавая мир, где временные агентства занимаются подрядами злых помощников, а злодеи в фантастических доспехах замышляют напасть на современные городские небосклоны с помощью генетически модифицированных драконов.
Watchmen
Алан Мур и Дэйв Гиббонс
Все, что вы слышали об этом графическом романе, впервые опубликованном в виде серии из 12 выпусков в 1986 и 1987 годах, - правда. Она пробила себе дорогу; она изменила игру. Не зря люди до сих пор втискивают его в руки тех, кто никогда раньше не читал комиксов. Желтушная деконструкция Алана Мура американского супергероя - "Что, если бы они были озабоченными, неуверенными в себе социопатами?" - показывает свой возраст, учитывая, что она продолжает вдохновлять полчища меньших, мрачных и зернистых подражателей. Но искусство Дэйва Гиббонса, выстроенное в скрупулезной девятипанельной сетке, по-прежнему работает удивительно хорошо, независимо от того, запечатлевает ли он интимное (мимолетное выражение лица во время ссоры пары) или космическое (кристаллический замок с часовым механизмом, поднимающийся из красной пыли Марса).
Маус
Арт Шпигельман
Признайтесь, вы не очень-то удивились, увидев эту книгу в данном списке. Но двухтомник исторических мемуаров Арта Шпигельмана не был просто включен в список. Он получил столько голосов, потому что остается самостоятельным достижением - успешным как по замыслу (отец Шпигельмана вкрадчиво рассказывает, как он выжил в концентрационном лагере, где евреи изображены в виде мышей, а нацисты - в виде кошек), так и по ремеслу (Шпигельман исследует оттенки вины выживших, разочарование отца и сына и то, как Холокост навсегда изменил жизнь тех, кто выжил, - и их детей). Потрясающая работа, чей ошеломляющий успех, включая первую Пулитцеровскую премию, присужденную графическому роману, помог вывести эту книгу из захудалых магазинов комиксов в литературный мейнстрим.
Мечтатель
Габриэль Ба и Фабио Мун
Тема книги - то, как смерть задним числом накладывает отпечаток на жизнь человека, - скрывает чувство надежды, которым пропитана каждая панель этого выразительного и пронзительного рассказа бразильских братьев-близнецов Фабио Муна и Габриэля Ба. Глава за главой мы встречаем автора некролога в разном возрасте и следуем за ним через самые важные дни его жизни, и каждый из этих дней - нелепо, волшебно - заканчивается его смертью. С каждой смертью мы читаем некролог, который он написал бы для себя, и который и близко не передает богатую образность, эмоциональные нюансы и лирический язык только что прочитанной главы. Но в этом и заключается смысл: Безжалостный способ, которым смерть заставляет нас сводить жизнь к повествовательной дуге, превращать существование человека в сюжетные ритмы и перерывы между актами. Daytripper - это продукт ясного взгляда - такого, который появляется только тогда, когда смерть не боятся, не отрицают и не бушуют против нее, а принимают. И принимается.
То самое лето
Марико Тамаки и Джиллиан Тамаки
Комиксы о неловких молодых людях, борющихся с подростковым возрастом, очень популярны, что вполне логично, учитывая, что этот жанр как нельзя лучше подходит для исследования тревоги, самосознания и других эфемерных эмоций, которые приходят с половым созреванием. Но относительно мало комиксов посвящено переходу от девичества к женственности, и ни один из них не сделал это так чутко и проницательно, как "Это одно лето", написанный Марико Тамаки и проиллюстрированный Джиллиан Тамаки. Эта история о двух девочках, чьи семьи уже много лет проводят лето на одном и том же озере, прекрасно передает момент, когда все меняется - когда чувства, выраженные и невыраженные, начинают окрашивать и искажать детскую дружбу, когда долго копившиеся ревность, страх и ярость наконец-то вырываются наружу. В этой истории нет ничего простого и банального, как в истории о наступлении совершеннолетия; это прекрасно написанное, горько-сладкое и до боли реальное исследование двух молодых женщин - одна считает себя готовой к взрослой жизни, другая мечтает остаться ребенком еще немного.
Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами
Джефф Лемир
Для такого молодого карикатуриста (ему 41 год) творчество Джеффа Лемира достаточно значительно и разнообразно, поэтому у каждого из судей были свои фавориты. Были приведены аргументы в пользу его трилогии "Графство Эссекс" о жизни в маленьком канадском графстве и "Подводного сварщика", призрачной медитации об отцовстве; его работы о супергероях в DC, Marvel и Valiant также имели своих сторонников. В конце концов, судьи остановились на этой странной постапокалиптической истории о наивном молодом гибриде человека и оленя и его молчаливом защитнике, хранящем тайну. В ней собрано все, что делает Лемира таким востребованным автором: его необыкновенно эмоциональные иллюстрации и сокращенные диалоги (он достаточно уверен в своем повествовании, чтобы позволить мимике персонажа выполнять повествовательную работу, которую другие карикатуристы подкрепляли бы изложением) и его жесткий сюжет, полный шокирующих открытий и разворотов.
Через лес
Эмили Кэрролл
"Оно пришло из леса. Большинство странных вещей так и происходит". Книга рассказов Эмили Кэрролл - это ужас, да, но это психологический ужас изоляции и отчуждения, а не тягучий, висцеральный ужас скотобойни. Ее рассказы вызывают у нас тревогу, смятение и беспокойство, но в то же время завораживают, потому что Кэрролл так хорошо владеет комиксом. Ее подписи и диалоги вьются и изгибаются вокруг персонажей, как зловещие усики, притягивая наш взгляд через страницу к теням, которые скрываются под кроватью, в коридоре или за входной дверью. Ее цвета могут пылать или охлаждаться, чтобы соответствовать повествованию, а шрифт лукаво подчеркивает каждую смену настроения. Прекрасные жуткие вещи.
Одеяла
Крейг Томпсон
Крейг Томпсон написал и нарисовал эту горько-сладкую, 600-страничную, полуавтобиографическую историю молодого человека, воспитанного в строгих евангелических традициях, которого преследует чувство вины и стыда по мере того, как подростковый возраст переходит во взрослую жизнь. Его попытки наладить сексуальные отношения заставляют его усомниться в своих самых глубоких убеждениях, и именно этот дополнительный, до боли проникновенный слой возвышает "Одеяла" над аналогичными инди-комиксами в стиле "чувствительный художник чувствителен, но искусен". Томпсон задумывается о больших идеях о вере, искусстве и сексе, но его искусство всегда выразительно, интимно и очень конкретно.
Моя любимая вещь - монстры
Эмиль Феррис
После того как вирус Западного Нила частично парализовал иллюстратора Эмиль Феррис, она научилась рисовать заново, приклеив скотчем перо к руке. Ее стремление к выздоровлению - и ее детская любовь к фильмам ужасов - проявились в ее жестокой, полуавтобиографической работе, действие которой происходит в Чикаго в конце 1960-х годов и в которой главную роль играет молодая девушка, считающая себя (и рисующая себя) оборотнем. Плотные, искусно перечеркнутые рисунки Феррис придают светящуюся, скульптурную форму этой истории об убийствах и многочисленных чудовищах.
Самый умный ребенок на Земле
Джимми Корриган
Яркие цвета, чистые линии, простые формы - страницы комиксов Криса Уэйра тщательно продуманы, чтобы притягивать взгляд, повторяя ощущения любимой книжки с картинками из вашего самого раннего детства. А потом вы читаете эту книгу и - уф. Уэйр - мастер уникальной способности комиксов создавать напряжение между словами и изображениями, и его лучшие вещи заползают внутрь этого напряжения и укрываются там. Хотя его рисунки яркие и чистые, жизни, о которых он пишет, не похожи ни на что другое. В качестве примера можно привести бедного Джимми Корригана, грустного и безрассудного мальчика, который вырастает в грустного и безрассудного взрослого. Уэйр играет со временем на протяжении всей книги "Джимми Корриган", распаковывая моменты стыда или тоски Джимми - или, довольно часто, его постыдной тоски - так, что мы ощущаем каждый из них, как серию ударов по кишкам. Эта книга - не что иное, как шедевр, хотя и такой, после которого вам захочется некоторое время полежать на полу.
Блэксад
Хуан Диас Каналес и Хуанхо Гуарнидо
Blacksad - это французский комикс двух испанцев - писателя Хуана Диаса Каналеса и художника Хуанхо Гуарнидо, которые создали жесткий нуар, действие которого происходит в Америке, наполненной антропоморфными животными: В нем участвуют частный детектив черный кот, его помощник (ласка в прямом и переносном смысле) и полицейские разных пород. Приходите за его умными причудливыми риффами на нуарные тропы, оставайтесь за живописными работами Гварнидо, пышными и великолепными, с приглушенными цветами, подчеркивающими иногда мрачную жестокость преступного мира. Это не комикс о забавных животных.
Здесь
Ричард Макгуайр
Чтение рецензий на комиксы разочаровывает, когда автор сосредотачивается исключительно на критике сюжета, игнорируя тот факт, что комиксы могут существовать только в пространстве, где текст и искусство объединяются. Замечательно, когда появляется такой комикс, как Here, потому что он заставляет и критиков, и читателей обратиться к мощной повествовательной силе страницы комикса без слов. Замысел Here: мы смотрим на один угол комнаты. Нет - не просто смотрим - мы действительно видим его, потому что Ричард МакГуайр показывает нам один и тот же крошечный участок недвижимости на протяжении тысяч лет, от далекого прошлого до далекого будущего, накладывая на него - буквально - отдельные обыденные моменты жизни, которые происходят в этом пространстве и вокруг него в это время: рождения, смерти, вечеринки, споры. Благодаря такому узкому фокусу получается работа, которая одновременно и очень обширна, и тихо, основательно поражает воображение.
Как быть счастливым
Элеонора Дэвис
Когда в народном голосовании номинируется совсем недавняя работа, судьи считают своим долгом подвергнуть ее настоящему анализу - убедиться, что она оправдывает свое присутствие в окончательном списке. Сборник комиксов Элеоноры Дэвис 2015 года прошел через этот процесс с единодушным, восторженным согласием. Дэвис пишет и рисует сюрреалистические, глубоко фанковые комиксы о людях, которые оказались в состоянии фанка. "Найдите истории, которые помогут вам понять непонятное", - говорит один из ее героев. "Найдите истории, которые сделают вас сильнее". Ее искусство выражает как сырые эмоции, так и жесткое отрицание их; она вырезает место, которое является одновременно глубоко прочувствованным и холодно интроспективным. Она также использует самые разные стили, используя цвет - или его отсутствие - в соответствии с настроением повествования.
Megahex
Саймон Хансельманн
Одна вещь, которой можно восхищаться в Megahex Саймона Хансельмана - это его абсолютная, недвусмысленная, с чистым лицом приверженность своей укуренной эстетике. В книге Megahex собраны веб-комиксы Хансельмана Megg and Mogg за несколько лет и рассказывается о приключениях - во всяком случае, о решительном отсутствии приключений - бездельной ведьмы и ее друзей, среди которых черный кот, сова и оборотень. Вместе они принимают наркотики, смотрят телевизор, безжалостно (часто откровенно жестоко) издеваются друг над другом и борются с депрессией. (Вспомните свой второй год в колледже. Но с оборотнем). Учитывая, что в серии намеренно отсутствует динамика повествования - в этом, собственно, и весь смысл - великолепный фанковый, низкопробный, лукаво психоделический арт Хансельмана тянет за собой большую часть веса этой странной очаровательной полосы.
Контракт с Богом и другие истории арендного дома
Уилл Эйснер
Комиксные ботаники - придирчивые и склочные люди, поэтому всякий раз, когда сборник рассказов Уилла Эйснера называют "первым графическим романом", комикс-гики слетаются, как множество бородатой саранчи, чтобы напомнить всем о Родольфе Топфере и Линде Уорде и указать, что это не роман, а сборник рассказов. Итак, давайте сформулируем это следующим образом: "Контракт с Богом" Эйснера 1978 года считается первым современным графическим романом. Но в этот список он попал не потому, что был первым, а потому, что остается одним из самых любимых. Эйснер создает свои истории в доходном доме Нижнего Ист-Сайда и вокруг него, очень похожем на тот, в котором он вырос, и это заметно. Он наделяет каждую историю элегическим качеством, напоминающим басни Шолома Алехима, обладающего даром баснописца превращать мир в аккуратные моральные пьесы. Унылая, трогательная и мрачно красивая, эта работа помогла широкому миру принять идею о том, что комиксы могут рассказывать истории любого рода, единственным ограничением является видение их создателей.
Цвет Земли (трилогия)
Ким Донг Хва
Красивая и элегантная историческая трилогия Донг Хва Кима (включая "Цвет воды" и "Цвет неба") рассказывает о юной Эхва, которая растет среди (изысканно переданной) сельской местности пасторальной Кореи. Вместе эти три книги образуют расширенную историю о наступлении совершеннолетия. Эхва переживает вспышку первой любви и немалое количество сердечных страданий, но настоящий триумф книги заключается в изображении отношений Эхва с матерью-одиночкой, которые определяют, как девушка видит свое место в мире. Их связь богата и удовлетворительно сложна, и она углубляется на протяжении всей трилогии так, что кажется знакомой... и горько-сладкой.
Энциклопедия ранней Земли
Изабель Гринберг
Судья комиссии Глен Уэлдон официально признался в любви к этой книге. Она стала одной из его любимых книг 2013 года, а когда он рецензировал ее для NPR, он назвал ее "сборником смешных, грустных и удивительно трогательных басен из предыстории мира, который существует только в лихорадочном воображении Изабель Гринберг - мира, который кишит капризными богами, беспечными шаманами, смелыми поисками и, конечно, обреченной любовью". Рисунки Гринберга большие и смелые, и они носят на рукаве влияние народного искусства - любая страница напоминает бредовое смешение инуитских образов с гобеленом Байе. Вполне уместно, что книга, в которой центральное место отведено акту повествования, дает столь насыщенную и совершенную историю.
СЕРИИ КОМИКСОВ
Любовь и ракеты
Хайме Эрнандес и Гилберт Эрнандес
Как в двух словах описать одно из выдающихся достижений сериальных комиксов? Может быть, начать с того, что заверить всех, кто никогда не брал в руки эту серию - которая выходила в течение последних 35 лет - в том, что ее юмор, пафос и богатые характеры только продолжают углубляться и расти. Братья Гилберт, Хайме и, первоначально, по крайней мере, Марио Эрнандес сосредоточены на двух параллельных повествованиях - одно происходит в вымышленной центральноамериканской деревне, другое - среди панк-музыкантов, живущих в Южной Калифорнии. Несмотря на то, что за время своего существования сериал с удовольствием охватил несколько жанров, первостепенным остается внимание к отношениям героев, которые с годами становятся все более сложными и многослойными. Love and Rockets, полюбившаяся как одна из первых прорывных серий движения инди-комиксов, вдохновила многих подражателей, но ее очарование идиосинкразично и безошибочно.
Eightball (Полное издание 1-18)
Дэниел Клоуз
В этом томе издательства Fantagraphics собраны первые 18 выпусков чрезвычайно влиятельной серии инди-комиксов Дэна Клоуза, в которой первоначально были опубликованы некоторые из его самых заметных работ, включая "Мир призраков" и "Art School Confidential" (наряду с более короткими/одноразовыми произведениями с язвительной сатирой и/или грубым юмором). Три другие работы, появившиеся в Eightball - David Boring, Ice Haven и Death Ray - были собраны отдельно, но эта книга дает вам возможность побывать на ринге в горячем, яростном и драчливом молодом мозгу Клоуза.
Монстресс
Марджори Лю и Сана Такеда
Monstress - это величайший из гиньолей, кровавая эпопея, действие которой происходит в матриархальном обществе, раздираемом войной между колдуньями и магическими существами. Искусство Саны Такеды сочетает в себе модерн, мангу, стимпанк, египетское влияние и т.д., чтобы создать пышный мир, в котором даже зверства, совершаемые этими женщинами по отношению друг к другу, выглядят как-то великолепно. А морально неоднозначных, сложных персонажей Марджори Лю трудно понять и еще труднее забыть.
Порочные + Божества
Кирон Гиллен и Джейми Маккелви
Вы никогда не станете таким же крутым, как все, кого пишут и рисуют Кирон Гиллен и Джейми Маккелви. Но вы можете приблизиться к этому уровню крутости, прочитав "Злой + Божественный", их насыщенную красками, попсовую, гендерно ориентированную историю о группе детей, которых захватили божества и наделили сверхъестественной силой и привлекательностью с одним существенным недостатком: В течение двух лет они все умрут. Но до тех пор они могут очаровывать толпы, творить чудеса и спасать жизни. Гиллен назвал эту книгу "супергеройским комиксом для тех, кто любит Боуи так же сильно, как Бэтмена", что, на наш взгляд, просто идеально.
Сучья Планета (Bitch Planet)
Келли Сью Деконник и Валентин Де Ландро
Фильм о женщинах в тюрьме, который должен положить конец всем фильмам о женщинах в тюрьме. Ну, ладно, это комикс, но вы понимаете, о чем я. Келли Сью ДеКонник и Валентайн Де Ландро берут причудливый троп 70-х и устремляются с ним в космос, создавая женоненавистническую антиутопию, где "неподчиняющиеся" женщины сидят в тюрьме на жестокой планете. Но под этими безвкусными тюремными оранжевыми комбинезонами назревает восстание. В "Планете стерв" смешиваются прочное построение мира, действие и эмоциональные крючки с неапологетичным нагнетанием феминистской философии. Если в последнее время вы видите женщин с татуировками "NC", то вот почему.
Ключи Локков
Джо Хилл и Габриэль Родригес
Писатель Джо Хилл - сын Стивена Кинга, и его родословная ужасов проявляется в этой атмосферной саге о доме Ключей, старом особняке в прибрежном городке Новой Англии (названном Лавкрафтом, конечно же) и семье (названной Локками, конечно же), которая там живет. Когда дети Локков обнаруживают волшебные ключи, спрятанные в доме, прошлое их семьи возвращается, чтобы преследовать их - в буквальном смысле. А искусство Габриэля Родригеса оживляет и ясноглазых крошек, и теневых монстров.
Трансметрополитен
Уоррен Эллис и Дарик Робертсон
Transmet - это расширенное, нецензурное и сюрреалистическое любовное письмо Уоррена Эллиса к Хантеру С. Томпсону (так что это именно то, что понравилось бы Томпсону). Действие происходит в мегаполисе далекого будущего, который может быть где угодно в Америке, это почти радостная антиутопия, мир, где все, что вы можете себе представить, уже происходит. В самом центре всего этого находится журналист-крестоносец Спайдер Иерусалим - и его грязные помощники, готовые разбить новости - и головы - во имя правды. (А когда вы прочитаете книги, вернитесь назад и проведите несколько счастливых часов, пытаясь вычленить каждую отсылку в перегруженных иллюстрациях Дарика Робертсона).
Планетарный
Уоррена Эллиса и Джона Кассадея
Уоррен Эллис часто появляется в этом списке, но поверьте нам, он того стоит. Planetary находится на более веселом конце спектра Эллиса - он рассказывает о межпространственных миротворческих силах под названием Planetary, призванных сохранять странности и чудеса в мире. Таинственные археологи" Элайджа Сноу, Джакита Вагнер и Барабанщик путешествуют по различным темам и жанрам, раскапывая секреты своей комической вселенной и сражаясь с "Четверкой", группой ученых, стремящихся использовать чудеса мира для собственного обогащения.
Ходячие мертвецы (The Walking Dead)
Роберт Киркман и Тони Мур
Прежде чем стать международной телевизионной франшизой/культурным феноменом, "Ходячие мертвецы" были маленьким черно-белым комиксом ужасов. Конечно, он остается таковым и сейчас, хотя сюжетные линии комикса и телешоу разошлись так, что вызывают жаркие споры. В мрачном и избитом видении Роберта Киркмана и Тони Мура о зомби-апокалипсисе и выживших, которые пытаются сохранить свою человечность, несмотря на невозможные шансы, есть настоящая, элементарная сила. Оба создателя явно любят этот жанр и знают, как играть с ожиданиями читателей. Но в самом деле, "Ходячие мертвецы" никогда не были о брызжущих кровью "ходячих". Речь идет о том, как быстро и как жестоко люди превратятся в племена, чтобы защитить своих. Чтение "Ходячих мертвецов" может быть тяжелым испытанием (не влюбляйтесь ни в одного персонажа), но тысячи читателей и миллионы зрителей жаждут именно такого наказания, которое он бесстрастно выносит.
Grasscutter (Усаги Йоджимбо)
Стэн Сакаи
Комикс Стэна Сакаи о кролике-самурае в Японии 17 века выходит уже более 30 лет и изобилует отсылками к японской истории, кино и культуре - особенно к фильму Акиры Куросавы "Йоджимбо" 1960 года. Но не обязательно быть поклонником Куросавы, чтобы насладиться чистым, выразительным искусством Сакаи и его экспансивными, иногда новеллистическими сюжетами - в конце концов, это комикс, основанный на простом визуальном гэге: Кролик с ушами, завязанными в узел, похож на самурая. Попробуйте "Grasscutter", удостоенную премии Айснера серию о волшебном мече, или просто окунитесь в самое начало.
Роковой Патруль
Грант Моррисон и Ричард Кейс
Писатель Грант Моррисон и художник Ричард Кейс возглавили серию DC Comics "Doom Patrol" в 1989 году и в течение последующих четырех лет наполнили эту периодически издаваемую, вечно странную серию с небольшой командой чудаковатых, отверженных супергероев, созданных в 1963 году, чистым, неискаженным, фармацевтически чистым безумием. В значительной степени заимствуя влияние сюрреализма, они заменили традиционных злодеев такими созданиями, как Братство Дада и зловещие, внепространственные Ножницы. Они ввели новых персонажей, таких как Сумасшедшая Джейн, женщина, которая проявляла 64 отдельные личности, каждая из которых обладала собственной суперсилой, и Дэнни Стрит, разумный, магически перемещающийся городской квартал... в драконе. Как подвиг взлета воображения, ничто не может сравниться с этим во всем супергеройском повествовании, но при этом каждый полет фантазии, впрыснутой азотом, подкрепляется толстыми линиями Кейса, которые придают удовлетворительную тяжесть и структуру происходящему.
Мышиная стража
Дэвид Петерсен
Серия Дэвида Петерсена "Мышиная гвардия" может похвастаться богатой мифологией, великолепными, тепло окрашенными изображениями природного мира, яркими персонажами и захватывающими сюжетами с дерзкими приключениями и побегами. Кроме того, в ней есть пушистые мышки с мечами и крошечными плащами. Но именно тщательная работа Петерсена над созданием мира и его решимость полностью реализовать свой причудливый замысел - элитный отряд мышей, защищающих свободу мышей от внешних и внутренних угроз - выводят "Мышиную гвардию" из сферы комиксов о "забавных животных". У его героев могут быть точки вместо глаз и милые ушки, но он наделяет их чувством цели и благородства. Это грызуны с серьезными намерениями.
Архивы MAD
Харви Курцман
Почтенный журнал MAD - это юмористический журнал, да, но это также и комикс, и так было всегда. В этой книге собраны первые шесть выпусков журнала, с 1952 по 53 год, и отражена эстетика редактора Харви Куртцмана, которая была направлена на то, чтобы читатель хватал себя за горло. Он включает в себя несколько пародий на поп-культуру, которые быстро стали основным хлебом и маслом MAD: "Затянутая сеть", "Внешний санктум" и т.д. Но именно о риффе Супермена ("Superduperman!") из четвертого выпуска все еще говорят спустя десятилетия, как за его беспощадно эффективное издевательство над Человеком из стали, так и за искусство Уолли Вуда, который с любовью наполнил каждую панель фоновыми гэгами, которые приглашают - и требуют - повторного прочтения.
Белая мгла (Whiteout)
Грег Рукка и Стив Либер
В 1998 году писатель Грег Рукка и художник Стив Либер создали эту небольшую загадку убийства на исследовательской станции Мак-Мердо в Антарктиде. Конечно, это идеальная обстановка - станция представляет собой одну большую тайну запертой комнаты, где изоляция порождает паранойю, а побег невозможен, потому что даже кратковременный выход за пределы станции означает смерть. К счастью, за дело берется заместитель маршала США Кэрри Стетко - фантастическое и фантастически жесткое создание. Есть несколько отрезков, где черно-белое искусство Либера становится ... бело-белым, чтобы изобразить карающую снежную панику, с которой сталкивается Стетко, когда ее настигает убийца. Это стремительное, насыщенное мякотью чтение.
Секс-преступники
Мэтт Фрэкшн и Чип Здарски
Мэтт Фраксьон снова появляется в нашем списке с восхитительным и ОЧЕНЬ небезопасным для работы романом "Сексуальные преступники". Сьюзи и Джон кажутся обычной парой: она - серьезный библиотекарь, он - переросший ребенок-мужчина, который ненавидит свою работу. Но у обоих есть тайная сила: они могут остановить время при оргазме и гулять в одиночестве в застывшем мире. Естественно, они решают использовать эту способность, чтобы совершить преступление - и все это весело, пока не появляется Секс-полиция.
Finder
Карла Спид Макнил
Карла Спид Макнейл обладает умом, большим, чем несколько вселенных, и вы можете посетить как минимум одну из них в Finder, удостоенном премии Айснера. Finder охватывает так много жанров, что почти невозможно подвести итог, поэтому мы просто скажем: приходите за горячим аутсайдером в странном будущем, оставайтесь за безумно обширными сносками по построению мира, которые расскажут вам, что именно происходит в каждом уголке каждой панели, от случайных ящериц до генетически спроектированных лоз телевизионного экрана.
МАНГА
Одинокий Волк и Куб
Госеки Кодзима и Кадзуо Коике
Поклонники японского кино найдут много интересного в "Одиноком волке и кубе", эпической истории о ложно опозоренном воине, который отправляется в путь со своим маленьким сыном, чтобы найти и убить могущественный клан, который подставил его и убил его жену. (Более того, эти мрачные кинематографические комиксы были адаптированы как фильмы в Японии). Известный своими глубокими исследованиями и точным отображением японского периода Эдо, "Одинокий Волк и Куб" - это 7000 страниц (да, 7000 страниц) масштабных самурайских приключений - и один плохой*** ребенок.
Навсикая из долины ветров
Хаяо Миядзаки
Судейская коллегия была поражена и немного встревожена относительным отсутствием манги в общем голосовании, но сильная позиция новаторской серии Хаяо Миядзаки "Наусикаа", рассказывающей об упрямой девушке, которая становится военным лидером в постапокалиптическом мире, порадовала. Нельзя отрицать ни его популярность, ни его непреходящее влияние, а его тема разлагающего влияния человечества на чистую силу природы является неотъемлемой чертой Миядзаки. Сериал был превращен в популярнейшее аниме, созданное студией Studio Ghibli, которая впоследствии стала студией Миядзаки и создала множество самых любимых и известных аниме - работ, вдохновлявших поколения режиссеров и рассказчиков по всему миру.
Акира
Кацухиро Отомо
По крайней мере, в Америке аниме 1988 года, основанное на этой серии манги Кацухиро Отомо, пробило себе дорогу в сознание целого поколения. Но этот анимационный фильм, который, по общему признанию, открыл новую мировую аудиторию для этой формы, значительно упростил довольно запутанный сюжет оригинальной серии комиксов Отомо. О, он сохранил основные принципы - ребенок из токийской банды байкеров после Третьей мировой войны получает псионические способности и оказывается втянутым в разрастающийся конфликт с участием конкурирующих банд, теневых правительственных агентов, мотоциклов и множества психических взрывов - но он вырезал огромную часть персонажей и подсюжетов, которые сделали мангу такой уникальной и незабываемой. Многие американцы, которым понравился фильм, с радостью приобрели комиксы, чтобы разжечь в себе любовь к манге на всю жизнь.
Плуто
Наоки Урасава
Эта чрезвычайно популярная серия манги Наоки Урасавы была вдохновлена сюжетной линией из эпохального "Astro Boy" Осаму Тэдзуки. Урасава переосмыслил одну из самых известных сюжетных линий этой манги с точки зрения злодея. В манге, конечно, роботы - это толпа, но в этой серии вопрос о том, что значит быть человеком, рассматривается с удивительной эмоциональной глубиной, и все это подается под видом захватывающей тайны убийства.
One Piece
Эйитиро Ода
Это самая продаваемая серия манги всех времен, начатая в 1997 году и не теряющая своей актуальности до сих пор. Написанный и нарисованный Эйитиро Одой, One Piece - это неистовая и свободная история о мальчике по имени Монки Д. Луффи, предводителе банды пиратов в мире, где господствуют два огромных океана. Луффи и его команда ищут One Piece, великое сокровище, которое дает титул короля всех пиратов. Ода объединяет фэнтези, научную фантастику и старомодные пиратские приключения - вместе с глубокой собственной мифологией (например, существует три вида дьявольских фруктов, которые наделяют человека, съевшего их, различными способностями, но эти способности аннулируются, если человек хоть раз погрузится в воду, потому что ....).
Стальной алхимик
Хирому Аракава
Многие серии манги свободно адаптируются в другие средства массовой информации, но "Fullmetal Alchemist" Хирому Аракавы - лучшая из них: по ней до сих пор снимаются фильмы, телесериалы, романы, видеоигры, аудиодрамы и... теневые куклы, наверное? Легко понять, почему: В мире, где действуют жестко структурированные правила алхимии, два брата, попытавшиеся воскресить свою мать - непростительное нарушение этих незыблемых законов - должны найти философский камень, чтобы устранить последствия, которые стоили одному брату руки, а другому... всего тела. (Не волнуйтесь: его душа привязана к бронированной нагрудной пластине; он в порядке). Плотный, с богатым воображением и - что вполне уместно для сказки, в которой фигурирует философский камень, - странно философский, Fullmetal Alchemist может многое сказать о цене войны, человеческой жадности и центральной важности семьи.
Спокойной ночи, Пунпун
Инио Асано
Вы можете думать, что ваша жизнь отвратительна, но поблагодарите себя за то, что вы не Пунпун, ребенок в центре сюрреалистической, кинематографической манги Инио Асано. Ну, мы говорим "ребенок", но Пунпун (и его жестокие родители) на самом деле грубо нарисованные, лишенные слов мультяшные птицы, контрастирующие с реалистичным миром вокруг него. Комикс следует за Пунпуном от детства до 20 лет, от обыденной глупости до мрачного, циничного насилия - и хотя его можно было бы, если бы пришлось, описать как историю взросления, "Спокойной ночи, Пунпун" не похож практически ни на что другое.
Персеполис
Марджан Сатрапи
Изящные, но неброские черно-белые иллюстрации Маржан Сатрапи идеально дополняют эту лирическую, скорбную повесть о взрослении в Иране во время и после исламской революции 1979 года. Десятилетняя Марджи с трудом переносит ношение чадры, но хочет стать пророком, когда вырастет. Но по мере того, как революция и война переворачивают ее мир с ног на голову, она становится все более бунтарской (особенно выделяется глава о новых высоких туфлях и контрабандной кассете Ким Уайлд). Сатрапи использует свою собственную историю как основу для рассказа о своей семье и о самом Иране, его богатой культуре и деспотичной политике.
Веселый дом
Элисон Бехдель
Болезненно смешные - а часто и просто болезненные - мемуары Элисон Бечдел о том, как она росла со своим закрытым отцом, были превращены в хитовый мюзикл. Но ни одно сценическое шоу не может передать сложную, нелинейную природу "Веселого дома", который зацикливается на детстве Бехдель, включает в себя ссылки на поп-культуру, литературные ссылки, семейные фотографии и письма, все это изображено ее плотными, текстурными линиями. Как и все великие графические романы, искусство "Веселого дома" требует такого же внимательного прочтения, как и его текст.
Март
Джон Льюис, Эндрю Айдин и Нейт Пауэлл
Конгрессмен и герой борьбы за гражданские права Джон Льюис рассказывает историю своей жизни в книге "Марш", удостоенной Национальной книжной премии, по сценарию Эндрю Айдина и с выразительными иллюстрациями Нейта Пауэлла. Льюис - последний из ныне живущих, кто выступал на Марше на Вашингтон в 1963 году, и он предлагает приземленный взгляд на борьбу за гражданские права, наполненный сочувственными, но беспристрастными портретами движущих и движимых сил движения. Эта книга, созданная по мотивам комикса, вдохновившего самого Льюиса, - "Мартин Лютер Кинг и история Монтгомери" 1958 года - обязательна к прочтению для всех, кто видел те годы только в старых новостях. Да и всем остальным тоже.
Ваш черный друг и другие незнакомцы
Бен Пассмор
Тонкий, 11-страничный мини-комикс Бена Пассмора представляет собой открытое письмо, написанное от второго лица и состоящее из литании мягких наставлений для благонамеренных, но глухих в расовом отношении белых людей: "Ваш чернокожий друг ненавидит, когда вы бездумно переходите на "черные" презентации. Он чувствует, что вы насмехаетесь над ним, но знает, что вы этого совершенно не понимаете... Ваш чернокожий друг хотел бы, чтобы вы выступали чаще, чем Бейонсе. Черных исполнителей больше, чем Бейонсе, и он беспокоится, что вы этого не знаете". Этому последнему настроению соответствует панель, на которой невежественный белый парень поет вместе с "Formation", а его черный друг уморительно устало смотрит на читателя. Your Black Friend - самый короткий комикс в этом списке, но в нем нет ничего незначительного. Под его сардоническим тоном скрывается правда, которая является неотложной, искренней и глубоко затрагивающей.
Понимание комикса
Скотт Макклауд
Шедевр Скотта Макклауда - это, возможно, самый занудный, самый радостный, самый восторженный трактат из когда-либо написанных. Макклауд хочет, чтобы вы поняли, что комикс - совершенно уникальная среда, и она заслуживает уважения. Так что мультяшный аватар Макклауда проводит читателя через множество техник и теорий, через ремесло комиксов - или, по его словам, последовательного искусства. Здесь есть моменты излишества - страсть Макклауда к определению систем заставляет его делать случайные различия без разницы - но это достойная страсть, и в результате получилась книга, которая остается всеобъемлющим, авторитетным и чрезвычайно полезным инструментом для того, чтобы заставить новичков попробовать комиксы.
Родословная хип-хопа
Эд Пискор
Многотомная история хип-хопа Эда Пискора тщательно, но с любовью исследована, а его преданность музыке излучается с каждой страницы. Когда в 2015 году судья жюри Этелька Лехоцки рецензировала третий том для NPR, она особенно высоко оценила буйное и новаторское искусство Пискора: "Пискор использует все приемы из книги комиксов, чтобы сохранить напряжение и треск. Он меняет размеры фигур, добавляет и убирает различные градации цвета, переходит от реализма к карикатурному преувеличению. Бесстрашная четверка, читающая рэп "Проблемы современного мира", - это четыре головы, покачивающиеся в пространстве. Граффити KRS-One отскакивают от страницы. Fat Boys попеременно громоздятся, нависают и раздуваются". Это длинный урок истории, который заразительно весел - урок, который следует преподавать в школах.
ФЭНТЕЗИ И НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
Сага
Брайан К. Вон и Фиона Стейплз
Подождите, вы еще не читаете "Сагу"? Эпопея Брайана К. Вогана и Фионы Стэйплз "Научно-фантастическая-романтическая-военно-приключенческая" взяла мир комиксов штурмом, и не зря. Наши герои - у нее крылья, у него рога - звездные влюбленные с противоположных сторон бесконечной войны, бегущие по галактике вместе со своей маленькой дочерью. Здесь есть магия, ненормативная лексика, роботы с телевизионными головами, межгалактические охотники за головами, призрачные няньки и космические корабли, и все это прекрасно реализовано в характерном цифровом стиле Стейплза. Сага пронзит вас до глубины души, и вы полюбите каждую минуту, проведенную за чтением этого шедевра.
Тень, изменяющийся человек
Питер Миллиган и Крис Бачало
Писатель Питер Миллиган и художник Крис Бачало достали из нафталина старого персонажа Стива Дитко, чтобы придать ему вызывающе странный, трансгрессивный характер. Миллиган отправил инопланетянина Рэка Шейда в путешествие по стране, чтобы победить Американский Крик, существо сырого, элементарного хаоса, который проявился в виде разлагающегося трупа дяди Сэма. Тонко? Нет. Не было ни насилия (в основном, фигурировал серийный убийца - добро пожаловать в 90-е), ни триппи, закрученных психоделических образов Бачало в цветах, обжигающих сетчатку глаза. Но тогда весь смысл сериала заключался в том, чтобы встряхнуть ситуацию, бросить вызов и допросить быстро кальцифицирующиеся тропы супергеройского повествования. Более того: Напарница Шейда была транс-женщиной, а способности Шейда менять форму заставляли его проявлять совершенно буквальную гендерную флюидность, которая, за редким исключением (например, в серии Моррисона/Кейса Doom Patrol), просто не была свойственна супергеройским комиксам того времени.
Инкал
Алесандро Джодоровски и Мёбиус
Для поклонников режиссера Алехандро Джодоровски, наверное, не станет сюрпризом, что он написал захватывающую космическую оперу, действие которой происходит в антиутопическом будущем, наполненном птицеподобными пришельцами, охотниками за головами, летающими машинами, мощными кристаллами и "техножрецами". Джодоровский - режиссер-провидец, и эта серия, начавшаяся в виде серийного комикса на страницах французского журнала комиксов "Metal Hurlant" в 1981 году, не отличается амбициозностью и богатым воображением. Но именно искусство Жана Жиро (который публиковался под именем Мёбиус) делает этот криминальный/научно-фантастический/фэнтезийный мэшап таким необычным. Можно было бы ожидать, что мир техно-тирании Ходоровского будет напоминать промозглый мрак "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта. Вы ошибаетесь - линия Мёбиуса четкая, чистая и часто комичная, а яркие, смелые цвета Ива Шаланда (так много желтого!) шипят и вспыхивают. Это сочетание писателя и художника работает удивительным, откровенным образом, открывая этот мир и приглашая нас остаться.
ElfQuest: Сага о лесных всадниках
Венди Пини и Ричард Пини
Elfquest - это своего рода легенда в индустрии комиксов - это один из первых комиксов, принадлежащих создателям, и в той или иной форме он выходит с 1978 года. Кроме того, приключения Каттера, Скайвайза и Вулфридеров (и их удивительные прически) вызывают абсурдное привыкание; искусство Венди Пини "Tom of Finland-meets-Margaret Keane" и пылкие, искренние сценарии, которые она написала вместе со своим мужем Ричардом, будут приковывать вас к странице до самой ночи.
Песочный человек
Нил Гейман, Майк Дрингенберг, Малкольм Джонс III и Сэм Киет
В наши дни Нил Гейман - любимый ботаник Америки, но в конце 80-х он был известен, в основном, такими необычными изданиями, как "Черная орхидея" и, в общем, написанием краткой биографии группы Duran Duran. А потом он предложил DC Comics идею возродить старого персонажа, Песочного человека, и сделать из него нечто совершенно новое: бледного, измученного, готического Повелителя Снов, который восстанавливает свое королевство после 70 лет оккультного плена. Мыльный, драматичный, мифический, великолепный и порой ужасающий, "Песочный человек" - это комикс, от которого дрогнули сердца миллионов фанатов-малышей. (К тому же, Смерть просто очаровательна).
СУПЕРГЕРОИ
Бэтмен. Возвращение Темного Рыцаря
Фрэнк Миллер, Клаус Янсон и Линн Варли
Вот оно: Магнум опус Фрэнка Миллера 1986 года, золотой стандарт, по которому всегда будут оценивать все истории о Бэтмене, к лучшему или худшему. Сказка Миллера о постаревшем Крестоносце в Плену, вышедшем на пенсию, чтобы сразиться с новой породой преступников, была намеренно поставлена вне континуитета DC, что дало Миллеру большой простор для игры. Результат получился масштабным и оперным (вспомните "Рэмбо" в сочетании с "Циклом кольца" Вагнера). Но он также мрачен и суров и помог начать эру мрачных, задумчивых героев, которая до сих пор остается стандартным режимом супергероев. Эта книга стала таким хитом как в кругах комиксов, так и за их пределами, что читатели внутреннего Бэтмена жаждали воплотить мрачное видение будущего Бэтмена в реальность, голосуя по телефону за убийство Робина в 1988 году.
Черная Пантера
Та-Нехиси Коутс и Брайан Стелфриз
Объявление о том, что Marvel заключила контракт с Та-Нехиси Коутсом на написание серии о Черной Пантере, вызвало волнение как в кругах любителей комиксов, так и за их пределами. (Тот факт, что он будет работать в паре с художником-ветераном Брайаном Стелфризом, не помешал - хотя это волнение, возможно, не распространилось за пределы любителей комиксов). Задача, которую поставил перед собой Коутс, была непростой: Он должен был собрать осколки после последнего события кроссовера Marvel Secret Wars, установить новый статус-кво, а затем рассказать захватывающую историю. Коутс - давний поклонник комиксов, но это была его дебютная работа в этом жанре. Результат получился плотным - прозаики, приходящие в комиксы, обычно набивают свои словесные шары до отказа - но он предлагает новый взгляд: он исследует Черную Пантеру как короля, а не героя, вынужденного сделать ряд непопулярных решений, которые обращают его народ против него. Жевательный, резонансный материал.
Мисс Марвел
Адриан Альфона и Г. Уиллоу Уилсон
Камала Хан была обычным мусульманским подростком из Джерси-Сити и поклонницей Капитана Марвел, когда инопланетный туман превратил ее в супергероиню, меняющую форму. Теперь ей приходится совмещать учебу, друзей и свою любящую, но слишком заботливую семью, спасая при этом мир. И, как у любого ребенка, у нее не всегда все получается. Мисс Марвел - это чудо - чутко написанная, великолепно нарисованная и, для супергероя-чужака, всегда до боли реальная.
Видение будущего
Том Кинг и Габриэль Эрнандес Вальта
Писатель Том Кинг выделил себе участок во вселенной Marvel - казалось бы, буколический пригород DC - и поселил там всеми любимого андроида, созданного для зла, который оказался хорошим парнем, Вижена. Кинг также удвоил давнюю жажду Вижена быть человеком, заставив его создать для себя домашнюю жизнь - робожену, рободетей, робособаку, робобелый заборчик. А затем, столкнувшись с силами нетерпимости, таящимися в обществе, все летит к чертям. Искусство Габриэля Эрнандеса Вальта создает золотисто-охристый пригородный рай эпохи Эйзенхауэра, отравленный страхом и ненавистью, а Кинг мастерски владеет этой плотной историей, состоящей из 12 выпусков. Это грустное и захватывающее чтение, которое останется с вами.
Чудо-женщина
Гейл Симон и Аманда Дейберт
Фильм о Чудо-женщине, о котором много говорили, возможно, и обеспечил ей некоторую популярность на выборах, но не было большого согласия по поводу того, какие комиксы из ее долгой и богатой истории должны войти в окончательный список. Аргументы приводились в пользу ее дебютных комиксов, которые остаются удивительно странными; перезагрузки Джорджа Переса в середине 80-х; работы Грега Рукки, когда он превратил ее в своего рода сверхмощного дипломата; и недавней работы Брайана Аззарелло, в которой он превратил олимпийских богов в конкурирующие преступные семьи. В конечном счете, именно работа Гейл Симоне над персонажем (особенно ее четырехсерийный стартовый рассказ "Круг" с иллюстрациями Терри и Рэйчел Додсон) лучше всего справилась с иконографией Дианы, изобразив ее такой могущественной, какой мы ее знаем, и такой сострадательной, какой она нам нужна.
Астро Сити
Курт Бусик и Брент Андерсон
Astro City - это одновременно и обширная антология приключений, и остроумный метариф на долгую, причудливую историю жанра супергероев, и бодряще яркий ответ на "мрачные и мрачные" истории о супергероях. Писатель Курт Бусик и художник Брент Андерсон - а Алекс Росс предоставил дизайн персонажей и раскрасил обложки - не просто наполняют свой вымышленный мегаполис аналогами известных героев, хотя и таких хватает. Созданная ими вселенная с любовью отдает дань уважения знакомым персонажам и сюжетным линиям, хотя и копает глубже, чтобы постоянно придумывать новые истории и представлять новые перспективы. Астро-Сити - это место надежды, которое осмеливается верить в героев, искренне и безоглядно; прочитав его, вы тоже поверите.
Болотная тварь
Авторы: Алан Мур, Стив Р. Биссетт и Джон Тотлебен
В 1972 году Лен Вайн и Берни Райтсон создали для DC Comics Болотную тварь - чудовище из грязи, которое многим обязано аналогичному болотному Человеку-Чудовищу из Marvel, созданному годом ранее. Но работа Алана Мура над персонажем, начавшаяся в 1984 году, переосмыслила его фундаментальным и новаторским образом, превратив, возможно, в самого могущественного героя во вселенной DC, хотя и пронизанного самыми мрачными элементами готического ужаса. Изображения карандашника Стивена Биссетта и инкера Джона Тотлебена словно парили в этой тьме, придавая буквально эпической истории Мура (Свомпи посещает Ад и космос) чувство ужаса и предчувствия, даже когда в этой истории Свомпи общался с самим Злом... вступая в контакт с его гигантским ногтем. Да, послушайте, вы действительно должны это прочитать.
Готэм-Централ
Грег Рукка, Эд Брубейкер и Майкл Ларк
Этот, к сожалению, недолговечный культовый хит должен был стать мейнстримом. Гениальная задумка Gotham Central: какова жизнь мужчин и женщин из полиции Готэм-сити - и граждан, которых они защищают? Сценарист Грег Рукка рассказал о дневной смене, Эд Брубейкер - о ночной, а карандашом (вначале, во всяком случае) обоих нарисовал Майкл Ларк, чьи штриховые линии придали самому опасному муниципалитету Америки грязный, обжитой вид. Бэтмен и его галерея изгоев появлялись по краям - полиция GCPD занималась иногда ужасающими последствиями их столкновений - но это был захватывающий, ориентированный на персонажей полицейский процедурал, нюансированный взгляд на жизнь за пределами плаща.
Люди Икс: Бог любит, человек убивает
Крис Клэрмонт и Брент Андерсон
Учитывая непреходящую силу долгой и очень влиятельной работы писателя Криса Клэрмонта над серией "Люди Икс", было неизбежно, что некоторые из этих работ окажутся в этом списке. Но, откровенно говоря, жюри ожидало, что люди будут номинировать одну из его лучших сюжетных линий "Людей Икс" - скажем, "Дни минувшего будущего" или "Сагу о Темном Фениксе", о которых большинство людей думает при слове "Люди Икс". То, что этот странный графический роман 1982 года, написанный Клэрмонтом и нарисованный Брентом Андерсоном, который то входил, то выходил из франшизы Икс - получил больше всего голосов, стало неожиданностью. Приятным: В конце концов, это история, в которой большая часть подтекста "Людей Икс" становится текстом. Ксавье объединяется с Магнето, чтобы победить не суперзлодея, а проповедника, разжигающего ненависть к мутантам. Это стало основой, хотя и вольно адаптированной, для второго фильма Брайана Сингера о Людях Икс.
Новая волна: Агенты ГНЕВа
Уоррен Эллис и Стюарт Иммонен
"Это как Шекспир! Но с большим количеством ударов! Это как Гете! Но с большим количеством сокрушений!" Ладно, хорошо, нет, но вы должны признать, что у героев Marvel, составляющих команду Nextwave, тематическая песня намного лучше, чем у всех остальных супергероев. Это Уоррен Эллис в своей самой глупой и веселой манере, дополненной великолепными угловатыми линиями Стюарта Иммонена. Это пародия на вселенную Marvel, идеальная книга для того, чтобы дать ее в руки каждому, кто говорит, что ненавидит супергероев.
DC: Новый рубеж
Дэйв Стюарт и Дарвин Кук
Яркое, великолепное любовное письмо покойного Дарвина Кука к супергероям DC Comics. Кук вместил практически всех персонажей DC, включая некоторых настоящих глубинных знатоков в размашистую историю об инопланетном вторжении и поместил все это в сверкающий американский космический век. Каждая страница сверкает цветом и действием - и четким дизайном середины века - но здесь есть нечто большее, чем стрижки экипажей и плавники автомобилей. Среди всей этой блестящей надежды Серебряного века Кук находит время, чтобы задержаться на менее блестящих элементах того времени: призраки расизма и войны нависают над книгой, допуская нюансы и контекст к своему первоцветному зрелищу. Он также проникает в новые эмоциональные глубины персонажей, которые никогда не были в центре внимания, таких как Дж'онн Дж'онзз, призрачный, чувствительный Охотник за людьми с Марса. Кроме того, здесь есть динозавры. Так что. Я имею в виду.
Непобедимая девочка-белка
Райан Норт и Эрика Хендерсон
Ест орехи! Пинает задницы! Возрождение Райаном Нортом и Эрикой Хендерсон малоизвестного персонажа комиксов Marvel 90-х годов - это чистая радость на бумаге. У студентки факультета компьютерных наук Дорин Грин есть секретная суперсила: она может разговаривать с белками. А еще у нее есть хвост. Вместе с соседкой по комнате Нэнси и помощниками Кои Боем и Бурундуком Ханком Дорин использует комбинацию трюков с хвостом, компьютерную смекалку и неудержимое веселье, чтобы победить практически всех злодеев, которые попадаются на ее пути. (Кроме того, вам придется прищуриться, но шутливые сноски Норта нельзя пропустить).
Хеллбой
Майк Миньола
Нет никого лучше Майка Миньолы - его толстые, угловатые, теневые линии мгновенно узнаваемы, почти как немое кино в форме комиксов. А Хеллбой - уникальное творение, добродушный демон (пахнущий жареным арахисом), привезенный на Землю в младенчестве нацистскими оккультистами во время Второй мировой войны, а затем воспитанный как обычный мальчик добрым профессором. В общем, обычный ребенок. Сухой юмор Миньолы прекрасно сочетается с фантастическими приключениями Хеллбоя, и во вселенной, которую он создал за десятилетия работы над книгой и рисования, есть много интересного.
Все звезды. Супермен
Грант Моррисон и Фрэнк Куайтли
На полюбившейся многим начальной странице книги Грант Моррисон и Фрэнк Куайтли излагают происхождение Супермена в четырех образах и восьми словах: "Обреченная планета. Отчаявшиеся ученые. Последняя надежда. Добрая пара". Этот же подход прослеживается на протяжении 12 выпусков, поскольку Моррисон объединяет десятилетия истории Супермена - включая некоторые из самых глупых вершин причудливости Серебряного века - для создания истории о последних днях Человека из стали, которая находит суть персонажа и делает ее убедительной. Супермен Куайтли не похож ни на одного из тех, кого вы видели раньше (что является изящным приемом, учитывая долголетие Супермена). Он возвышающийся, бочкообразный галут, который умудряется излучать доброту и сострадание, именно так, как он и должен быть. Кроме того: Суперкостюм Квайтли морщится подмышками и немного мешковат на коленях, что превращает этот знакомый объект иконографии поп-культуры в то, чем он был изначально: цирковой наряд. Костюм.
Hawkeye
Мэтт Фраксьон, Дэвид Ажа и Хавьер Пулидо
Мэтт Фраксьон и Дэвид Аджа в своей работе над "Соколиным глазом" превратили аутсайдера Marvel в настоящую суперзвезду (ладно, возможно, помог фильм "Мстители", но все же). У этой версии Клинта Бартона нет тайны личности - идея Фрэктиона заключалась в том, чтобы сделать его обычным парнем, переживающим старение, развод и все, что происходит, пока он не является Мстителем. Рисунки Аджи драматичны, но негламурны, а приглушенные ретро-цвета Мэтта Холлингсворта подчеркивают будничный шарм Соколиного Глаза. Плюс Кейт Бишоп и Пицца Дог. Нужно ли говорить что-то еще?
Крэйзи Кэт
Джордж Херриман
Крейзи Кэт никогда не была популярна так, как некоторые из ее современников. Она была слишком странной, слишком бесцельной, слишком сюрреалистичной и, откровенно говоря, слишком совершенно сказочной. К счастью, у нее был один очень важный поклонник: газетный издатель Уильям Рэндольф Херст, который поддерживал стрип в течение десятилетий, пока создатель Джордж Херриман не умер в 1944 году. Кошка Герримана, не меняющая пол, его мышь-кирпич, его зацикленный, уникальный жаргон и его графическое воображение сделали "Крейзи Кэт" одним из величайших комиксов всех времен. Кошка, мышь, кирпич - вечная история любви.
Кальвин и Хоббс
Билл Уоттерсон
Кельвина и Хоббса иногда называют "последним великим газетным комиксом", и он едва ли нуждается в представлении. Но мы все же попробуем: Здесь есть маленький мальчик, обладающий богатым воображением, его чучело тигра, его сомнительные родители и любовно искаженная вселенная космических кораблей из картонных коробок, искусства, бальных игр с нарушением правил философии, приключений в стиле нуар и ужасающих снеговиков. "Это волшебный мир, Хоббс, дружище... Давай отправимся на поиски!"
Пого
Уолт Келли
Пышно иллюстрированный комикс Уолта Келли вмещал в себя множество людей. На первый взгляд, кучка забавных животных, обитателей болота, на протяжении 27 лет обменивалась остротами на густом южном наречии. Но каждая панель была наполнена визуальной - и часто вполне буквальной - поэзией. Ворчливые каламбуры соседствовали с более сложной, аллюзивной игрой слов, и все это было продиктовано биением сердца язвительного гуманиста, который часто вставлял жгучие политические аллегории в ленивые выходки философствующего опоссума и его друзей. Персонажам Келли удавалось широко пародировать разнообразные пороки человечества - нашу жадность, наше самомнение, наше пренебрежение к миру природы - даже в то время, когда они воспевали то, что этот чрезвычайно влиятельный карикатурист считал нашим основным добрым сердцем.
Осторожно: Дайки!
Элисон Бехдель
Прежде чем Элисон Бечдел прорвалась с "Fun Home", она провела годы, оттачивая свое мастерство на этом любимом культовом комиксе, одном из самых ранних представлений лесбийской жизни в поп-культуре. За более чем 20 лет Мо, Сидни, Лоис, Тони, Кларис и остальные члены банды растут и меняются, объединяются и расходятся, спорят о политике, культуре и гендере (и почти обо всем остальном, честно говоря), пока не покажутся более реальными и укорененными, чем многие люди, которые не состоят из линий на бумаге.
Bloom County
Берк Брейтед
Оригинальный выпуск стрипа Берка Брейтеда 80-х годов является одним из самых цитируемых комиксов всех времен. Смесь острой политической и культурной сатиры и нежных, луговых и одуванчиковых чувств, "Округ Блум" начинался с кучки неудачников в пансионе на Среднем Западе, но затем расширился и высмеивал все - от президентской политики до похоти пингвинов. А с появлением в 1982 году кота Билла проницательные поклонники комиксов получили эпический ответ другому оранжевому кошачьему мульт-титану, Гарфилду. Ак-оп!
Мэри Перкинс на сцене
Леонард Старр
Наша участница Мэгги Томпсон особенно хотела включить этот очаровательный комикс 1950-х годов о жизни за кулисами Бродвея. Другие послевоенные комиксы о мыльных операх все еще выходят - вспомните Мэри Уорт или судью Паркера - но "Мэри Перкинс" Леонарда Старра получила признание критиков за тонко прорисованные панели и запоминающиеся персонажи. "Любимцем многих (ME! ME!) был Максимус, - говорит Томпсон, - звезда фильмов ужасов, явно основанная на Кристофере Ли... Что мы узнаем в его первой истории: Он надевает грим в повседневной жизни; для своих ролей ужасов он его снимает. Что тут не любить?"
Peanuts (полное собрание 1950-1954)
Чарльз М. Шульц
Если вы склонны относить многолетнюю серию покойного Чарльза Шульца в один ряд с его собратьями с веселых страниц - всеми этими яркими, веселыми детскими страничками, - то вы давно ее не читали. Конечно, Чарли Браун и банда нарисованы в характерном (и обманчиво простом) стиле Шульца, с большой головой и пуговичным носом, но чувства Peanuts пронизаны тревожной меланхолией, которая до боли узнаваема - это не что иное, как состояние человека. Персонажи Peanuts беспокоятся о своей участи в жизни, они цепляются за механизмы преодоления, впадают в депрессию, у них появляются безответные влюбленности, и снова и снова их обманывают, заставляя верить в то, что они смогут ударить по футбольному мячу (спойлер: не смогут). Но иногда - только иногда, и только если они Снупи, единственный персонаж Peanuts, которому абсолютно комфортно в своей шкуре - они танцуют. В "Арахисе", как и в жизни, такая радость нисходит лишь обрывочными всплесками, но она нисходит, и этого достаточно.
Маленькая Лулу
Джон Стэнли
Созданная в 1935 году карикатуристкой Марджори Хендерсон Бьюэлл для газеты The Saturday Evening Post, малышка Лулу - крепкая, находчивая девочка с уложенными кольцами волосами - прожила долгую жизнь в газетных полосах и в комиксах, написанных (и нарисованных, по крайней мере, вначале) Джоном Стэнли. Телевидение, игрушки, фильмы и международная слава последовали за ней, опираясь на силу и обаяние комиксов Стэнли, в которых она превратилась из типичной для комиксов вредной шалуньи в задиристую девчонку, которая всегда прикрывала спину своих друзей (ну, в основном). На протяжении десятилетий присутствие Маленькой Лулу на страницах комиксов означало, что миллионы людей привыкли читать о приключениях девочки, которая постоянно побеждала - переигрывала, переигрывала и перехитряла - мальчиков. Возможно, это не было единственной причиной ее бешеной популярности. Но это помогло.
Комик Эрни Пука
Линда Барри
Линда Барри помнит, каково это - быть ребенком, с той живостью и эмоциональностью, которую остальные из нас безвозвратно утратили. Вся путаница и логические прыжки, разочарование от того, что нас не слышат, все гормональные прыжки, через которые нас заставляет прыгать половое созревание - все это по-прежнему доступно ей, и в течение многих лет в синдицированной полосе Ernie Pook's Comeek, которая выходила в альт-изданиях по всей стране, она выкладывала все это на странице. Читать приключения ее героев - многие из которых читаются как задыхающиеся от исповеди дневниковые записи - значит снова и снова испытывать шок узнавания: юная Марлис, блаженно не стесняющаяся себя, во всяком случае, пока; постаревший Мэйбонн, тоскующий, стремящийся быть крутым; и бедный потерянный Фредди, которому мир не по зубам. Их семейная жизнь тяжела - Барри никогда не отворачивается от боли и разбитого сердца - но они находят радость в музыке и в создании чего-то, даже если это всего лишь диадема с цепочкой из маргариток или мячик из резиновых лент.
Попай - Театр наперстка
Э. К. Сегар
Знаете ли вы, что Олив Ойл была создана за несколько лет до Попая? Элзи Крислер Сегар рисовал "Наперсточный театр" уже 10 лет, когда придумал персонажа моряка Попая; первоначально речь шла об Олив, ее брате Касторе и ее друге Хэме Грейви. Но однажды Кастору понадобилось, чтобы кто-то отвез его на остров - и там, в доках, появился Попай. Он должен был быть лишь второстепенным персонажем, но читателям он так понравился, что Сегар вернул его обратно. Остальное - история (и довольно большое количество шпината).