Жанр минимализма раскрывается в различных формах искусства: живописи, музыке и литературе. Он зародился в 60-х годах XX века и вышел на свет как ответная реакция на абстрактный экспрессионизм. Минималисты старались отойти от выразительных черт абстрактного экспрессионизма, так как считали эти работы слишком напыщенными, преуменьшающими сущность самого искусства. Художники минималистского жанра наоборот старались создавать картину из простых линий и фигур. Минимализму свойственна интерпретация работ глазами смотрящего. Специально для этого произведений искусства удаляются все сложные предметы, средства самовыражения, отрывки биографии и социальные программы. Зритель должен увидеть картину такой, какая она есть на самом деле: полная девственной красоты и честности.
В связи с сильным акцентированием базовых элементов жанр минимализма был известен как искусство ABC. Большинство самых выдающихся минималистов были скульпторами, но минимализм был также распространен и в Лэнд-арте, ответвлении жанра, направленном на создание искусства в виде пейзажа, по сути, некая ветвь ландшафтного дизайна.
Минимализм сконцентрирован еще и на движении света и пространства, но многие художники данного жанра пытаются изобразить в своих работах пустоту.
Бытовали мнения, что минимализм берет свое начало в Азии. На творчество многих западных художников, примером чему служит Агнес Мартин, дзен-буддизм оказывал огромное влияние. Огромная масса художников-минималистов находилась под влиянием понятия «пустоты», позаимствованного в индуитских священных писаниях. Моно-ха являлось одним из крупнейших минималистских движений Азии. Оно было первым международно-признанным движением современного искусства Японии. Моно-ха, именуемое также как «Школа вещей» , зародилось в середине 60-х годов XX века, а после стало новаторским художественным движением. Возглавляли данную группу Ли Уфан и Нобуо Сэкинэ. Это было единственное объединение, позиционировавшее свою деятельность как занятия «не творчеством». Такие группы отвергали традиционные идеи репрезентация. Их желанием было раскрытие мира путем взаимодействия с материалами и их свойствами, подобно Западному течению минимализма.
Предлагаем к просмотру самые известные работы минималистского искусства, подчеркивающие принадлежность к данному жанру. Вам также будут представлены картины и скульптуры, разрушающие традиционные представления об искусстве в целом, поскольку стерли различия между ними.
Франк Стелла «Знамёна ввысь!» (1995)
Франк Стелла, будучи художником, скульптором и гравером, считается одним из самых влиятельных американских художников, живущих ныне. Его картины, полные полос, а также грандиозные гравюры произвели революцию не только в мире минимализма, но и в абстракции. Автор омечает, что наибольшее влияние на его творчество было оказано художниками-абстракционистами Поллоком и Кляйном. Но волею судьбы Франк Стелла стал одним из отцов-основателей минимализма.
«Знамёна ввысь!» названа в честь маршевой песни нацистов, но все кроме названия картины будто не несет никакого смысла. Данная работа входит большой цикл темных произведений Стеллы. Светлые линии, отчетливо видные на картине – лишь необработанный холст, оставленный среди широких черных полос. Эта монохромная работа является одной из самых известных картин, бросивших вызов движению абстракционизма.
Роберт Моррис, «Без Названия» (зеркальные кубы) (1965/71)
«Без названия (зеркальные кубы)» Роберта Морриса раскрывают его не только как творца минималистского жанра, но и как концептуального. Автор наткнулся на большие серые коробки, сделанные из фанеры и используемые в качестве декораций, еще выступая в балетной труппе. В своей работе он покрыл эти коробки зеркалами, тем самым изменяя способы восприятия, добавляя простым серым кубам новые визуальные свойства. Композиция направлена на непосредственное взаимодействие зрителя с объектом: прогуливаясь между зеркальными кубами, зрители невольно сталкиваются с самими собой и остаются будто одни со своими мыслями , но наедине со всеми. Акт восхищения произведением искусства внезапно прерывается актом поиска. Именно на этой почве происходит «вторжение» в пространство галереи. Человек начинает чувствовать присутствие искусства за пределами видимого.
Агнес Мартин, «Спиной к миру» (1997)
Агнес Мартин писала картины, которые никаким образом не изображали предметы, тем не менее их названия подчеркивали сильное очарование природы. Работы Мартин узнавали по сетке, сочетающей в себе минимализм и цветовую гамму. Сетка использовалась в качестве организации пространства полотна. Она помогала создавать бесконечное разнообразие успокаивающих работ в нежных цветовых решениях.
Находясь под сильным влиянием дзен-буддизма и даосизма, Мартин большую часть своей жизни вела себя весьма обособленно от мира, даже проживая в Нью-Мексико. В 40 лет у нее была диагностирована шизофрения. «Спиной к миру» была написана на ее 9-ом десятке жизни. В то время она находилась в доме престарелых. Полосы синего, персикового и желтого цвета все еще продолжали подчеркивать исключительность искусства в мире, полном коррупции, поэтому она уменьшила размер своих холстов для наличия меньшего количества трудностей с ними.
Эльсуорт Келли, «Красный, желтый, синий II» (1953)
Служба во время Второй мировой войны оказала явное влияние на Эльсуорта Келли. В каком-то роде она была использована в качестве наблюдения за природой и архитектурой, а после была применена на практике. Тщательное изучение абстракции автором и ее применение в своих работах развивало минимализм. Серия картин «Красный, желтый, синий» оказала влияние на способ покраски. Она была создана как только Келли обнаружил бесконечные возможности монохромного цветового спектра, порядка случайностей и многопанельной композиции.
«Красный, желтый, синий II» состоит из семи панелей. Центральная черная панель является одновременно как разделительной, так и соединяющей по три панели с каждой стороны. Синие панели на концах подчеркивают композицию, выстроенную Келли. Именно эта работа считается одной из его лучших работ, а также же самой крупной работой за время пребывания в Париже.
Сол Левитт, «Расписанные стены»
Сол Левитт расписал 1350 стен за 40 лет своей карьеры, 3500 из которых – инсталляции нанесенные на 1200 площадок. Рисунки были совершенно разными: от прямых полос, нанесенных черным грифелем, до разноцветных волнистых линий, одноцветных геометрических фигур и ярких пространств, нарисованных акрилом. Автор отвергал традиционную важность собственной руки творца, разрешая помогать другим в создании своего произведения искусства. Его настенные рисунки принимали формы, занимаемых ими пространств, поэтому подвергались изучению в области архитектуры и искусства.
Левитт скончался еще в 2007 году, но его работы продолжают жить, ведь в них вложен дух художника. В наше время есть несколько художников, отказывающих в воссоздании его настенных рисунков, тем самым позволяя им украшать стены по всему миру.
Джуди Чикаго, «Радужный пикет» (1965)
Радужный пикет является инсталляцией размером с комнату. Она состоит из шести трапеций, различных по цвету и длине. Помимо первой персональной выставки в галерее Рольфа Нельсона в Лос-Анджелесе (январь 1966 года), эта работа была показана и на фундаментальной выставке «Основные структуры» в Еврейском музее. Клемент Гринберг, известный Критик, высказался об этой работе как о лучше в этой области. В 2004 произошла реконструкция «Радужного пикета», а позже объект стал визитной карточкой LAMOCA «Минималистичное будущее? Искусство как объект (1958-1968)».
При создания подобных работ , проверяющих возможности цвета с помощью ее самодельных пространственных узоров и схем, Джуди Чикаго получила известность в качестве новатора в жанре минимализма.
Дэн Флейвин, «Без Названия (в честь Гарольда Иохима) 3» (1977)
«Без Названия (в честь Гарольда Иохима) 3» одна из многих работ, выполненных Дэном Флейвином. Она состоит из светодиодных ламп и металлических фиксаторов. Автор изучал возможности флуоресцентного света на протяжении трех десятилетий, выполняя свои работы лишь коммерчески доступными материалами. Отрекшись от понятий абстрактного экспрессионизма, Флейвин начал применять такое оборудование, а после внедрил его в мир высокого искусства. На первый взгляд работа кажется максимально простой, но, приглядевшись, ты увидишь глубокую изысканность работы.
Работам Флейвина свойственно выходить за рамки пространства, в котором они расположены, благодаря игре света и разнообразию цветовой палитры. Объекты позволяют зрителю купаться в теплых лучах светодиодов, создавая определенную атмосферу.
Ева Гессе, «Безымянная работа (Куски Веревок)» (1970)
Ева Гессе родилась в Германии. Сейчас мы знаем ее как американского скульптора-новатора в работе с латексом, стекловолокном и пластиком. Она положила начало развитию пост-минимализма в 60-х годах XX века. Автор исследовала свойства простейших материалов для использования их в иллюстрациях гораздо большего.
«Безымянная работа (Куски Веревок)» была создана в 1970 году, когда Гессе уже стояла на пороге смерти, а закончен с помощью ее товарищей. Экспозиция создана из латекса , натянутого поверх веревки, лески и проволоки, и подвешена к потолку. Она имитирует запутанный рисунок в космосе. Гессе отошла от традиционной аккуратности минимализма, но ее способы подачи материала воспринимаются в рамках жанра.
Дональд Джадд, «Работа без названия» (1980)
Дональд Джадд категорически отрицает свою связь с минимализмом. Несмотря на это он является одним из его отцов-основателей. В начале 60-х годов ХХ века автор обнаружил некую неприязнь европейских художественных ценностей, поэтому он отошел от работы художника-скульптора и начал создавать произведения, которые нельзя было отнести ни к к одному из вышеперечисленных разделов искусства. Его работы также были выставлены на «Основных структурах» в Нью-Йорке.
В 80-х годах Джадд начал создавать подвешенные вертикальные подобия полок. Примером тому служит «работа без названия» (1980). До сих пор такой вид работ не могут отнести ни к живописи. Ни к скульптуре. работа выполнена из 2 видов материала: алюминия и плексигласа. Сделано это так, чтобы зритель задумался о противоречивости искусства: непрозрачные и навязчивые фигуры сбоку соединяются с глубинами пространства спереди.
Рекомендуем посмотреть:
Понимание МИНИМАЛИЗМА в целом, зачем нам показывают его в музеях. Как минимализм начал развиваться и как он повлиял на нашу жизнь!