Бытует мнение, будто истинное произведение искусства говорит само за себя. Обычно так и есть, но «Мона Лиза» Леонардо да Винчи на протяжении столетий не поддаётся пониманию искусствоведов, историков и широкой публики.
Выставленный в Лувре небольшой портрет часто описывают как « наиболее известный, наиболее посещаемый, наиболее освещенный в литературе и музыке, наиболее копируемый предмет искусства во всем мире». Но лишь более глубокое исследование этой загадочно улыбающейся женщины на холсте открывает то, что скрыто на первый взгляд.
10. Кто такая Мона Лиза?
Достоверная личность женщины на изображении неизвестна и по сей день. Многие мыслители верят, что портрет принадлежит 24-летней итальянской дворянке Марии де Герардини (Лиза дель Джокондо). Она была рождена во Флоренции в 1479 году.
Картину заказал её муж, Франческо дель Джокондо, который занимался продажей шелка и тканей. Пара вела зажиточную жизнь. У них было пятеро детей.
Другая гипотеза гласит, что это лицо принадлежит Катерине Сфорца, графине Форли, которая рьяно боролась за свои владения во времена военных сражений. Также предполагают, что молодая леди на портрете являлась любовницей Джулиано Медичи, соправителя Флоренции, или маркизой Мантуи Изабеллой д'Эсте. Бытует мнение, будто на картине изображена мать художника либо же он сам.
9. Загадочная улыбка
Одной из наиболее таинственных деталей в произведении является непостижимая, озадачивающая улыбка Джоконды.
На протяжении пяти столетий велись непрекращающиеся споры о том, жизнерадостна она или печальна. А может она и не улыбается вовсе? Профессор Маргарет Ливингстон заявляет, что «низкие пространственные частоты» портрета создают ощущение улыбки, поражающей посетителей при взгляде в глаза Моны Лизы.
В 2005 году голландские учёные разработали программы распознавания эмоций. С их помощью смогли обнаружить, что лицо девушки излучает 83% счастья, 6% страха, 2% злости, меньше 1% спокойствия и полное отсутствие удивления.
Большинство людей отмечают, что в зависимости от угла и расстояния просмотра её улыбка меняется. Вблизи создаётся впечатление более сдержанного выражения лица, а с дальнего расстояния кажется, что Мона Лиза весело улыбается.
8. Секретные послания
Благодаря микроскопическому увеличению изображения с высоким разрешением Национальный комитет культурного наследия в Италии заметил ряд букв и цифр на многих участках холста.
Искусствовед Сильвано Винчети обнаружил буквы «LV» в правом глазу Моны Лизы, скорее всего обозначающие имя самого художника. В левом глазу виднеются неясные контуры букв «СЕ» либо «В». Мост на заднем плане сокрыл число «72» или букву «L» с цифрой «2» на арке.
Остаётся лишь гадать для чего великий художник нанес эти труднообъяснимые буквы и цифры на полотно, сделав их при этом невидимыми для невооружённого глаза.
7. Таинственный мост
Очаровательный облик Моны Лизы зачастую затмевает сказочный вид позади неё. Но трехарочный мост заставляет задуматься о точном местоположении смутного пейзажа на заднем фоне.
Итальянский историк Карла Глори сделала предположение, что это мост Понте Гоббо или Понте Веккио («Старый мост»). Он находится в маленькой деревне на севере Италии.
Её гипотеза сплетается с зашифрованным на каменном мосту числом «72», которое обнаружил Винчети. Карла уверена, что число является отсылкой к 1472 году. Именно тогда случилось страшное наводнение, когда река Треббия вышла из берегов и уничтожила мост.
В своей книге «Загадка Леонардо» Глори пришла к выводу, что да Винчи нанёс число «72» для того, чтобы зафиксировать губительное событие и позволить его идентифицировать в дальнейшем.
6. Тревожащий взгляд
Кажется, будто бы пристальный взгляд Моны Лизы распространяется за границы полотна, но одновременно он направлен прямо на зрителя. И это независимо от местоположения наблюдателя. В трехмерном мире тени и свет на поверхностях смещаются в соответствии с точкой обозрения. Но данное правило не касается двумерных плоскостей.
Учёные из Университета Огайо смогли научно объяснить данный оптический феномен, при котором изображение не меняется при разных углах просмотра. Леонардо да Винчи настолько искусно владел техникой распределения светотени, что смог создать такое глубокое, реалистичное ощущение игры света и тени в своём произведении.
Именно благодаря этому явлению взгляд Джоконды такой тревожащий.
5. Скрытая картина
В 2006 году учёные из Канады с помощью инфракрасной и лазерной визуализации обнаружили изначальные эскизы на полотне. Например, указательный и средний пальцы левой руки были в другом положении. Следом появились и другие многочисленные находки. Изначально на платье были нарисованы кружева, а на коленях и животе у девушки лежало одеяло.
В 2015 году французский инженер Паскаль Котт применил подобную технологию. Он спроектировал световые лучи с разными длинами волн на холст и измерил количество отраженного обратно света. Исследование обнаружило скрытый портрет позади видимого нам.
Котт называет этот процесс «методом гиперболизации слоя». Он утверждает, что с его помощью можно проанализировать происходящее внутри слоев произведения живописи и счистить эти слои, как шелуху с лука. Учёный обнаружил четыре изображения под самым верхним слоем с красками. Например, портрет более юной девушки с изящными чертами лица и без улыбки.
Множество различных догадок окружают саму личность модели, но возможно её истинное лицо навеки останется тайной.
4. Предполагаемая беременность
Искусствоведы, придерживающиеся мнения, что на полотне изображена Лиза дель Джокондо, также считают, что она была беременной, когда художник рисовал её. Руки девушки скрещены на округлом животе. К тому же существуют исторические доказательства, что дель Джокондо носила второго ребёнка в то время, что и было увековечено.
Инфракрасное сканирование позволило разглядеть на плечах особую вуаль из льна, которую в те времена надевали лишь беременные женщины в качестве верхней одежды.
Конечно это мог быть просто шарф либо отрезок ткани. Тем не менее, живот прикрыт руками и беременность в тот период дель Джокондо подтверждена. Кроме того, аналогичная вуаль на беременной Смеральде Брандини на картине Сандро Боттичели все же наводит на мысль, что Мона Лиза была в положении.
3. Удивительная красота
В течение долгих лет портрет являлся олицетворением вечной красоты. Но интригующее очарование Джоконды не ограничивается лишь взглядом и улыбкой. Её необыкновенная и невыразимая привлекательность выходит за пределы этих двух характеристик. Она ощущается во всем облике девушки.
Золотое сечение рождается из соотношения длины и ширины прямоугольников и признано самой эстетически приятной пропорцией для восприятия. Оно присутствует в природных и в созданных человеком структурах. Примерами могут послужить спиральная сердцевина подсолнухов и колонны Парфенона. Сам художник называл золотое сечение « божественной пропорцией».
Как оказалось, подбородок, нос и макушка Моны Лизы четко сбалансированы в соответствии с золотым сечением. Вероятно, именно преобладание этого феномена объясняет загадочное чувство, возникающее у наблюдателей.
Никто не знал, что математика сможет пролить свет на механизмы восприятия прекрасного.
2. Похищение
В 1911 году портрет похитил итальянец Винченцо Перуджа, который являлся сотрудником Лувра. Он полагал, что Наполеон Бонапарт украл картину у Флоренции и желал видеть её возвращенной на родину.
На протяжении целых двух лет местонахождение картины было покрыто тайной. В это время СМИ по всему миру делало предположения о причинах ее отсутствия и возможной локации. В 1913 году Перуджа вышел на связь с итальянским торговцем произведениями искусства Альфредо Джери и запросил награду от итальянского правительства за возвращение Моны Лизы во Флоренцию.
Но даже после возвращения картины появлялись различные предположения об инциденте. Ведь за возврат картины в Италию вор требовал весьма скромную сумму. Поэтому общественность задавалась вопросом о том, не была ли кража лишь хитрым трюком для привлечения внимания к галерее.
Позже выяснилось, что Перуджа был лишь исполнителем, а заказчиком выступал аргентинский коллекционер Эдуардо де Вальфьерно. Он заказал шесть копий Моны Лизы незадолго до похищения и потом продал их за большие суммы, выдавая за оригинальное произведение.
1. Болезнь
Бостонский врач уверен, что раскрыл загадку неоднозначной улыбки Джоконды. Доктор Мэндип Р. Мехра постановил у Моны Лизы заболевание эндокринной системы. Во время просмотра картины он отметил необычные детали в ее внешности. Например, желтоватый оттенок кожи, редеющие волосы и немного смещенную улыбку.
Мехра является главврачом отдела лечения сердечно-сосудистых заболеваний в «Brigham and Women’s Hospital». Поэтому ему нелегко просто наслаждаться искусством, так как он видит диагнозы у людей независимо от своего желания.
Мехра заметил наявность незначительного органического образования во внутреннем углу левого глаза, тонкую линию волос, отсутствие бровей. Выпуклость на шее указывает на увеличение щитовидной железы. Поэтому он предположил, что ее странная улыбка может быть следствием мышечной слабости.
Доктор пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от гипотиреоза. Скорее всего это может быть связано с особенностями питания женщин в начале 16-го века. В тот период в продуктах питания часто отсутствовал йод – важный элемент, способствующий поддержанию здоровья щитовидной железы. Следовательно, тайна непонятной улыбки Моны Лизы возможно оказалась раскрыта.